четверг, 18 декабря 2014 г.

Тойота Лэнд Крузер 40-серии (FJ40)

Представляю Вашем вниманию свою вторую Тойоту (первая тут) и процесс ее постройки:
Доступна инструкция.

Пусть вас не смущает ее размер - это предок нынешнего 200-го Крузака.





Для начала немного истории (взято с zr.ru)

"Сороковая серия «сухопутного крейсера» была представлена в 1960 году. С появлением двадцатой серии о репутации имени Land Cruiser не приходилось беспокоиться, особенно на зарубежных рынках сбыта. Конструктора взялись за увеличение мощности двигателей, повышение комфорта и улучшение технических характеристик, ведь именно «сороковка» стала первым вседорожником марки Toyota, который стал поставляться на рынок США.
Это поколение Крузеров стало последним, в котором предлагался автомобиль не только с полным приводом но и задним. Полноприводная версия была построена по классическим канонам - с жёсткоподключаемым передком. Все последующие «Крузаки» выпускались только с приводом на все колёса (за редчайшими исключениями). Наконец-то появилась понижающая передача, которая была так необходима настоящему внедорожнику. Коробка передач, доставшаяся от предшественника, осталась трёхступенчатой.


Львиная доля выпускаемых «сороковок» имела короткую базу и трехдверный кузов. Крыша могла быть цельнометаллической или брезентовой. Были модификации пикап и фургон, построенные на средней базе. Лишь в начала семидесятых годов появилась длиннобазная пятидверная версия, которая шла в основном на экспорт. Первоначально автомобиль продавался с единственным двигателем F (бензиновая рядная «шестёрка», 3.9 литра, 105-130 л.с., карбюратор), ведущий свою родословную ещё с двигателя B 1937 года! Из-за своеобразного налогового законодательства Японии в те времена «сороковка» попадала под большую ставку транспортного налога (категория «тяжёлые»), поэтому на родине, в Японии, автомобиль покупали, в основном организации. Не удивительно, что все сливки с продаж Тойота собирала на экспорте. Уже в 1965 году «сороковой» стал самой продаваемой Тойотой в США (общее число проданных автомобилей превысило рубеж в 50 тысяч). В 1968 году – 100 тысяч, в 1972 году – 200 тысяч, в 1973 году – 300 тысяч! В 1974 году появляется первый дизель B (рядная «четвёрка», 3 литра), что немедленно взвинчивает продажи в Японии (теперь автомобиль попадал под более щадящую налоговую ставку).

В 1980 году в продажу поступило следующее поколение Ленд Крузера, однако в США, где автомобиль очень полюбили, он экспортировался до середины 1983 года. Полностью производство «сороковки» было прекращено в 1984 году."



Началось все с того, что ХЛ мотор порвал коннектор в трансмисии моей модели, которую мы с сыном катали больше года...



Каждый раз когда я смотрел на нее, мне казалось что она так близка к FJ40 формой капота и сужением "морды". Конечно я ошибался, но все равно мне так казалось))


Итак, перед строительством модели были выделены основные требования к проекту:
  1. Масштаб средний. Я очень люблю колеса 62 размера. Они самые реалистичные из всех коле ЛЕГО Техник - узкие с высоким профилем и несимметричным диском (т.е. вылет разный с разных сторон диска). Кроме возможности использовать любимые колеса, средний масштаб позволяет придать машине не просто условную моторизацию, но заставить ее бодро ездить по препятствиям без установки портальных редукторов. Ну и маленький бонус среднего масштаба - нужно меньше деталей и машина строится быстрее. (К сожалению, последний аргумент себя не оправдал - машина строилась 14 месяцев...) 
  2. Максимально похожий на оригинал кузов. Чем меньше модель, тем сложнее вписаться в нужные пропорции ввиду дискретности размеров деталей ЛЕГО. Модель очень долго доводилась до нужных пропорций. Некоторые элементы, которые должны стать узнаваемыми, требовали сверхкреативности. Например, передняя решетка-окантовка фар и сами фары. Она должны быть белой, скругленной и все это вместе с фарами должно быть максимально плоским. Или еще одно деталь - скругленные задние углы модели. К сожалению без систем деталей не обошлось, хотя я очень не хотел в техник модели их применять...

    Финальная версия не идеальная, но в текущем масштабе сделать лучше я уже не имею сил и терпения..
  3. Модульность кузова. Как известно, у оригинала даже с жесткой крышей можно снять крышу вместе с боковым остеклением и ездить на кабриолете. Мне хотелось чтобы можно было не просто разобрать пол кузова и получить легкий прогулочный внедорожник, а сделать это максимально легко и просто.
Пожалуй, это были три основных требования к проекту на начальной стадии.

Стройка

Начало было бодрым)

...и совсем не копийным:(((

Вот так выглядели первая (справа) и финальная версия рамки (слева) с передними фарами:




Далее начались поиски новых решений для придания фирменных черт...

Были куплены вспомогательные модели:




В один момент я даже опустил руки и открыв ЛДД, стал рисовать новую версию с более крупном масштабе...



Когда все такие доделал модель, она оказалась пресной и плоской: ни горбинки на капоте с зевом воздухозаборника, ни ниспадающий к лобовому стеклу наклона крыши - все плоское:



В дальнейшем я столкнулся с другими сложностями, решение которых стало приоритетным наряду с первыми тремя пунктами. Первая версия шасси была основана но моем шасси ТРОФИ 4х4 (ссылка на инструкцию тут) :


У данного шасси есть два неприятных момента:

  •  отрицательный кастор передней оси плохо влиял на проходимость и устойчивость модели
  • пустой "перед" шасси + моторы по центру и батарейный блок сзади смещали центр массы в заднюю часть авто. Это тоже очень плохо сказывалось на проходимости: передние колеса легко заталкивались на препятствие, но затем, ввиду малого веса и малой прижимной силы передней оси, затащить тяжелый зад на горку было проблематичным. В худших случаях машина просто опрокидывалась назад.
Фото первой версии шасси FJ40:






Как видно, вся электрика в задней части шасси. Несложно увидеть, что у кузова  вес тоже смещен назад.

Было решено полностью перекроить шасси. Было просто необходимо поместить под капот какой-то элемент  Power Functions и сместить остальные элементы ближе к переду.

Кузов в режиме ожидания нового шасси:



Передний мост после переделки получил нейтрально-положительный кастор. Для этого пришлось внедрить второй кардан в привод переднего моста.



Всего передний мост пережил четыре разных версии. Поначалу мост был как на шасси ТРОФИ 4х4 с карданами в качестве шрусов, далее появились разборные карданы, которые уменьшили плечо обкатки, но сделали крепление колес "сопливым", а сам мост очень ненадежным...

В конце концов, я пришел к новым ступицам из 42000 (задним).

На фото на красной модели еще старое шасси с мотором сзади, на серой - новое:


Для поперечной стабилизации переднего моста после установки второго кардана, пришлось установить в передний мост тягу Панара. В заднем мосту тоже появилась тяга Панара.





В оригинальном TLC 40 стоят рессоры и никаких тяг. К сожалению, имеющиеся детали не позволяют делать рессоры из ЛЕГО с нужными характеристиками. Гибкие оси слишком мягкие...

Касательно распределения веса: для оптимальной развесовки было просто необходимо поставить под капот что-то из электрики. ХЛ мотор и батарейный блок сразу отпадали ввиду размеров. Оставался только рулевой мотор. Оставлять М мотор для рулевой не представлялось возможным, ибо места под капотом для установки двух понижающий передач (а именно столько нужно для возможности плавно и точно управлять поворотом колес  М мотором) просто не было. Оставался только вариант с Серво мотором. До этого я обходил стороной данный мотор в своих моделях.

Итак, спереди Серва, следом за ней вплотную встал ХЛ мотор приводящий колеса. Так получилось что он уместился до сидений, там где обычно располагается КПП реальных машин. В раме под передними сиденьями, после отказа от рулевого с М мотором, появилось свободное место для М мотора (точнее для двух) для реализации второстепенных функций.

Для установки батарейного блока новых решений не появилось - он по прежнему должен был оставаться в багажнике вместе с приемником сигнала, или пришлось бы отказаться от салона (что меня не устраивало никак). Тут меня выручил легкий LiPo блок от ЛЕГО. Он такой же маленький как блок для ААА элементов (знакомый по наборам с поездами), при этом существенно легче (раза в 2).

Итак, моторы встали на свои места. Данная переделка было осуществлена за 3-4 месяца до релиза модели. К счастью, не пришлось долго подгонять почти готовый кузов под новое шасси.
Единственное чем я не очень доволен - высота шасси в середине. Из-за этого сиденья стоят чуть выше чем должны. Причина в М-моторах для второстепенных функций и балках над ними для жесткости.



Большую часть времени кузов строился и перестраивался на старом шасси. Вывод: сначала доводим до ума шасси, потом делаем кузов!

Нашла свое место и моторизованная лебедка, которую пришлось долго укреплять, для того чтобы она могла выдерживать вес машины.




В определенный момент я наладил контакт с Madoka, и он помог мне найти решение с формой капота.

Ближе к концу были изготовлены наклейки (не все из которых нашли своем место на модели). Ограничился эмблемами и приборной панелью.


Белым лаком для ногтей были доработаны колесики)


 

Результат





Функции:
  •   Масштаб примерно 1:12
  •   Дистанционно управляемая модель
  •   Полностью съемный верх. 10 секунд для трансформации в кабриолет
  •   Самодельные наклейки
  •   Открываемые боковые и задние двери, капот. Боковые двери имеют замки.
  •   Регулируемые / убирающиеся сиденья
  •   Панель приборов
Технические характеристики:
  •   Неразрезные мосты на 3-х тягах
  •   Постоянный полный привод с открытыми дифференциалами в мостах. ХЛ мотор для движения. Передача 20:28
  •   Руление тягой с использованием СЕРВО мотора
  •   Имитация коробки отбора мощности М мотором (опция) с возможностью установки лебедки и прочего оборудования.
Размеры и вес:

  • Вес: 1050 г. (включая легкую литиевую батарею и дополнительный М мотор коробки отбора мощности) 
  • Длина: 296 mm 
  • Ширина: 120 mm
  • Высота: 160 mm
  • Колесная база 173 mm
  • Клиренс: достаточный:)
В итоге получилось все так, как я сам не ожидал. особенно если вспомнить, что я хотел переделывать ее в большем масштабе...





Модель получила салон с панелью приборов (наклейка) и складными сиденьями


Кузов, как я планировал, получился модульным


Дуга безопасности которую вы видите позади сидений, как и на настоящей модели, прячется под крышей, так как крыша сама по себе очень хлипкая и при перевороте не обеспечивает безопасность пассажиров.



Больше фотографий можно посмотреть тут.

Видео с описанием всех особенностей и тест-драйвом в конце.

Спасибо соотечественникам, следившими за проектом и дававшими советы  (по алфавиту):
- desert752
- Filsawgood
- gsia17
- Jackson
- lionking

Работой я доволен, поэтому намерен сделать несколько новых модификаций FJ с разными кузовами, колесной базой и функциями...будет интересно!



Еще в работе несколько других японских моделей;)


Рекомендую подписаться на мой канал в YOUTUBE - будет интересно!

 

Доступна инструкция.

5 комментариев:

  1. Хорошая работа. Ждем инструкцию.

    ОтветитьУдалить
  2. Модель шикарная! Спасибо! Очень интересная рулевая система, можно поподробней?

    ОтветитьУдалить
  3. Do you have the part number for the remote and motor winch?

    ОтветитьУдалить
  4. http://www.doublebrick.ru/forums/viewtopic.php?f=143&t=58086
    Переделал по твоей инструкции. Ух и кровью мне далась "новая" морда )

    ОтветитьУдалить